Rus » Главная » О регионе »
Общая информация - Административно-территориальное деление - Памятники - Достопримечательности
- Атомный флот
 

Ледокол "СИБИРЬ". 1977 г.

 
Экспериментальный рейс в высоких широтах


"Ленин"

А/л "Арктика"
"Арктика"

А/л "Сибирь"
"Сибирь"

А/л "Россия"
"Россия"

А/л "Советский Союз"
"Советский Союз"

А/л "Ямал"
"Ямал"

А/л "Таймыр"
"Таймыр"

А/л "Вайгач"
"Вайгач"

Лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть"
"Севморпуть"


                                                 Длина наибольшая: 147,9 м
                                                 Ширина наибольшая: 29,9 м
                                                 Высота борта: 17,2 м
                                                 Водоизмещение: 21120 т.
                                                 Тип главной установки: атомная турбоэлектрическая
                                                 Мощность главной установки: 75000 л.с.
                                                 Максимальная скорость хода на чистой воде: 20,8 уз

 

   28 декабря 1977 года в состав морского фолта вошел новый атомный ледокол "Сибирь". Он продолжил мерию самых мощных в мире атомоходов типа "Арктика"

   Как и головное судно, он построен на Балтийском заводе им.Серго Орджоникидзе в Ленинграде.

   Часть экипажа, как и на "Арктике", прошла "ледовые университеты" на атомном ледоколе "Ленин". И первый капитан "Сибири" В.К.Кочетков до 1974г. работал на ледоколе "Ленин" дублером капитана.

   Весной 1978 года атомоход "Сибирь" совместно с ледоколом "Капитан Сорокин" провели в Дудинку дизельэлектроходы "Павел Пономарев" и "Наварин", тем самым осуществив впервые круглогодичную навигацию на линии Мурманск - Дудинка.

   Вывод судов из Дудинки после выгрузки осуществляли ледокол "Капитан Сорокин" и атомоход "Ленин".

   Почти два месяца длилась операция "Ямал-78". Газовики получили 70 тыс. тонн разнообразных грузов, что вдвое больше, чем было получено в 1977 году.

 

   Экспериментальный высокоширотный рейс

   С вводом в строй атомного ледокола "Сибирь" моряки и ученые приступили к подготовке нового экспериментального высокоширотного рейса.

   В задачу экспедиции входило:

  • изучить возможности и определить технико-экономические показатели плавания транспортного судна под проводкой атомного ледокола в ранние сроки навигации;
  • получить опыт безопасной и наиболее эффективной тактики проводки судов;
  • проверить эффективность существующего навигационного, гидрографического, авиационного, гидрометеорологического оборудования и средств связи при плавании в высоких широтах;
  • испытать новые спутниковые и другие технические средства обеспечения плавания в Арктике.

   Руководил экспедицией заместитель начальника Администрации Северного морского пути Б.С.Майнагашев.

   25 мая 1978 г. д/э "Капитан Мышевский" Дальневосточного пароходства, примяв груз в Мурманске, взял курс на Магадан. Вслед за ним, сутки спустя, из Мурманска начал рейс атомоход "Сибирь". Он шел с грузом для дрейфующей станции "Северный полюс-24". У кромки льда в Баренцевом море у северо-западного берега Новой Земли началось совместное плавание ледокола и ведомого им судна. Маршрут следования проходил так: мыс Желания - мыс Арктический - район севернее Новосибирских островов - пролив Лонга. Наиболее сложными в ледовом отношении были участки рейса в северной части Карского моря, в Северо-западной части моря Лаптевых, в Восточно-Сибирском море и в проливе Лонга. Порой дизель-электроход приходилось брать на короткий буксир, чтобы форсировать льды.

   13 июня на траверзе мыса Сердце-Камень суда вышли на чистую воду и здесь расстались. Д/э "Капитан Мышевский" самостоятельно продолжил плавание на Магадан.

   Если в 1971 г. атомоход "Ленин" и ледокол "Владивосток" прошли примерно этим же маршрутов за месяц, то атомоход "Сибирь" и дизель-электроход "Капитан Мышевский" шли более северной трассой и достигли Берингова пролива за 18 суток. Впервые транспортное судно было проведено высокими широтами из Мурманска до района Берингова пролива на два месяца раньше обычного срока плава-ния судов через пролив Вилькицкого и морем Лаптевых.

   На обратном пути "Сибирь" направилась от мыса Шелагского на северо-запад и успешно преодолела тяжелый Айонский ледовый массив. В точке 77° северной широты и 163° восточной долготы ледокол остановился у ледяного "острова" для выгрузки оборудования, предназначенного для научной дрейфующей станции "Северный полюс-24". Затем "Сибирь" направилась неизведанным путем к северной оконечности архипелага Северная Земля. 1 июля ледокол миновал мыс Арктический и вышел в Карское море. На этом экспедиция завершила работу, а атомоход включился в проводку судов по Северному морскому пути.

 

   "Сибирь" идет на полюс

   Свою десятую навигацию атомный ледокол "Сибирь" начал проводкой судов в Карском море на линии Мурманск - Дудинка. После трех месяцев работы он был отозван в Мурманск. Готовилась высокоширотная экспедиция в район Северного полюса. Перед экипажем ледокола под командованием капитана 3. А. Вибаха и экспедицией под руководством Героя Советского Союза А. Н. Чилингарова стояли две ответственные практические задачи: эвакуировать дрейфующую полярную станцию СП-27 и организовать новую - СП-29. СП-27 находилась в труднодоступном районе, вблизи Северного полюса. Размеры и состояние льдины не позволяли произвести там посадку самолетов: она продолжала разрушаться и стала небезопасна для работы и жизни полярников.

   8 мая 1987 г. атомоход "Сибирь" вышел из Мурманска. Его курс был проложен через Баренцево море между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа до 87° северной широты, где дрейфовала полярная станция. Для безопасности плавания на ледоколе была создана оперативно-научная группа, которая принимала с искусственных спутников Земли информацию о состоянии ледовой обстановки, поддерживала связь с ледовой разведкой. Кроме практического задания, в программу высокоширотного рейса входил комплекс океанологических, геофизических, гидрометеорологических исследований. На борту находились ученые Арктического и Антарктического института, институтов океанологии и географии АН СССР, специалисты из Министерства геологии СССР, Главного управления картографии и геодезии при Совете Министров СССР и других ведомств. Экспедицию обеспечивали Госкомгидромет СССР, министерства морского флота и гражданской авиации. Десять суток понадобилось ледоколу "Сибирь", чтобы пробиться к полярной дрейфующей станции. От Мурманска он прошел 1360 миль, из них 1020 миль во льдах. Последние мили пришлось преодолевать ударами. Сплоченные, тяжелые льды 4-метровой толщины, торосы... В это время года в столь высокие широты не заходило еще ни одно надводное судно.

   По всему маршруту постоянно велась ледовая разведка с вертолетов Ми-2 и Ми-8, а также с самолета Ил-24Н, что намного облегчало задачу выбора пути судоводителями. Можно понять радость 14 полярников, проживших на льдине почти год, когда они увидели приближающуюся в дымке громадину ледокола. Люди на льдине стреляли из ракетниц, бросали вверх шапки... Первый этап экспедиции закончился 18 мая, накануне 50-летия со дня организации научно-исследовательской дрейфующей станции СП-1.

   Во время эвакуации полярной станции самолет Ил-24Н и вертолет Ми-8 произвели ледовую разведку к Северному полюсу, до которого оставалось всего 212 миль. Разведка показала: чтобы достичь Северного полюса, понадобится около недели. Быть рядом с полюсом и не побывать на нем, этого никогда не простили бы себе ни моряки, ни члены экспедиции...

   25 мая в 15 ч 59 мин по московскому времени ледокол "Сибирь" вышел в географическую точку Северного полюса. В истории арктического мореплавания второе надводное судно в активном плавании достигло вершины планеты. Над полюсом снова взвился флаг нашей Родины. Желающие, а ими оказались почти все моряки и члены экспедиции, смогли за считанные минуты совершить кругосветное путешествие - пересечь все меридианы Земли. В районе полюса ученые выполнили комплекс научных исследований. Этот рейс стал большим успехом советской науки и техники в год 70-летия Великого Октября.

   И снова ледокол в движении, теперь путь на юг. По-прежнему тяжелая ледовая обстановка. Обогнув Землю Франца-Иосифа с запада, ледокол взял курс на мыс Желания, северную оконечность Новой Земли. У Новой Земли встретили караван судов во главе с ледоколом "Красин". Взяв одно из судов на короткий буксир, "Сибирь" продолжила путь на Диксон, где полярники СП-27 простились с гостеприимными моряками. На борт взяли груз и персонал СП-29.

   Наступил последний этап экспедиции. 4 июня "Сибирь" взяла курс на северо-восток к проливу Вилькицкого. 6 июня вышла в море Лаптевых и повернула на север. Скорость резко упала. Начинался лед Таймырского массива. Ледокол вынужден прокладывать себе путь ударами... Начальник СП-29 В. Лукин вместе с гидрологами вылетел для осмотра льдины, на которую предстояло высадить персонал станции и доставить груз.

   С большой радостью встретили моряки и члены экспедиции приветствие Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева: "Дорогие товарищи! Советские люди с гордостью и восхищением следят за ходом вашей экспедиции. В славную историю освоения и изучения Арктики вписана новая замечательная страница. Желаю успешного завершения намеченной программы. Здоровья вам и счастья, новых свершений на благо нашей социалистической Отчизны".

   9 июня подошли к льдине, которая находилась в координатах 80°15' северной широты, 113°27' восточной долготы. Разгрузка шла круглые сутки. Надо было не только извлечь 360т груза из трюмов ледокола, но и развезти его тракторами по своим местам, помочь полярникам поставить домики. Затем состоялось торжественное открытие новой полярной станции СП-29. 19 июня атомный ледокол "Сибирь" возвратился в порт приписки. Теплые встречи, поздравления с успешным завершением экспедиции ждали моряков в Мурманске. Более 40 суток продолжался этот беспримерный рейс в высокие широты, который войдет в историю освоения Арктики.

 

   

 

 

Сайт создан в системе uCoz